Зубы на волю
16 ноября 2004 года

Опыт приватизации государственных лечебных учреждений у Татарстана бедный, но давний. В июле этого года исполнилось ровно десять лет, как казанская 12-я горбольница акционировалась, а ее главврач Тауфик Сафин стал гендиректором ОАО "Казанская многопрофильная клиническая больница №12". Это был первый в республике - "в порядке эксперимента" - опыт приватизации в сфере здравоохранения. При приватизации воспользовались правом льготного выкупа части акций членами трудового коллектива (теперь этого права не существует). Большая часть акционерного пакета осталась в госсобственности. Г-н Сафин говорит, что до появления стратегического инвестора.

Десять лет назад 12-я городская была далеко не последним по потенциалу лечебным учреждением в Казани. Таково и нынешнее положение стоматполиклиник №1, 5, 9. Однако пионер медицинской приватизации Тауфик Сафин в беседе с корреспондентом "ВК" высказался пессимистично о ближайших перспективах своих последователей.

Он замечает, что при теперешнем приватизационном законодательстве трудовые коллективы не имеют права льготной подписки на акции и не имеют денег на приобретение акций при их нормальном рыночном размещении: "Собственность останется у государства, и получится не приватизация, а профанация". Финансовые перспективы "новых частников" также не видятся ему розовыми.

- Зачем держать на госфинансировании тех, у кого 70 процентов бюджета составляют платные услуги?! - так ответил на вопрос "ВК" о мотивации реформы замминистра здравоохранения РТ Анас Гильманов.

Он не видит проблемы в том, что 70 - это все-таки не 100. Сегодня еще 30 процентов их бюджета составляет "госзаказ" - деньги, которые идут им в качестве оплаты лечения граждан в рамках госгарантий бесплатной медпомощи (это в основном неотложка и зубопротезирование для льготников). И после разгосударствления, как заверил Анас Гильманов, они за то же будут получать те же деньги. Стало быть, и у самих поликлиник баланс сойдется, и количество медучреждений, где граждане могут получить бесплатную стоматологическую помощь, не уменьшится...

Гладко на бумаге, но не забудем про овраги. Ситуация выглядит совсем иначе при взгляде "с противоположного берега", т.е. из стана нынешних медицинских частников. В частности, известное в Казани с советских времен как "платная клиника на Булаке" лечебное учреждение (правильно его следует называть подразделением "Центра медицинской косметологии и здоровья") уже давно является форпостом негосударственной стоматологии. Так вот, несколько лет назад, как говорит главврач центра Рашид Акберов, они "пробовали влезть" в госпрограмму, чтобы так же, как государственные стоматполиклиники, оказывать помощь льготникам. И получили отказ. С довольно смешным, кстати сказать, объяснением: "А как вас проверять?!".

Так что далеко не факт, что "новые частные" стоматполиклиники сохранят доступ к госзаказу. А утратив этот доступ по примеру своих предшественников, они будут экономически вынуждены свернуть оказание бесплатной помощи.

Но и это еще не все. Если госзаказа, который покрывал около трети их финансовых потребностей, не будет, то "новые частники" будут вынуждены компенсировать эти выпадающие доходы повышением тарифов своих платных услуг. И если сегодня эти тарифы конкурентоспособны на фоне тарифов частных кабинетов и поликлиник, то после повышения народ может проголосовать рублем не в пользу "новых частников". Тогда - полный финансовый провал...

- Пойдут ли к ним за деньги те, кто раньше шел бесплатно? - этот риторический вопрос Рашида Акберова, похоже, и есть ответ. - И когда к акционированным поликлиникам применят общие основания начисления арендной платы, взимания "коммуналки", налогов... Вспомните мои слова: через год их не будет в том виде, в каком они существуют теперь. Будут сокращать штаты, распадаться на мелкие куски... Хотелось бы, чтобы я оказался не прав, но... у нас скоро не будет бесплатной стоматологии!

Некоторые из врачей, с которыми я беседовала, высказывали "не для цитирования" предположение о возможных внутренних мотивах этой стоматологической приватизации. Сейчас, говорят они, руководство гос- и муниципальных лечебных учреждений нередко пускается на хитрости, чтобы увеличить себе зарплату - она ведь официально лежит в прокрустовом ложе государственного штатного расписания, - а в акционерном обществе эти вопросы решаются куда легче и приятнее. Если, разумеется, хозяева этого АО - свои люди...

Ключевой вопрос любой реформы в здравоохранении: не приведет ли она к реальному сокращению возможности получения бесплатной медпомощи? В минздраве уверенно отвечают: нет! Но даже беглый взгляд на статистику последних лет вынуждает заменить этот восклицательный знак вопросительным - и это еще при самом доброжелательном подходе. Вот несколько чисел, показывающих, с какой скоростью "платность" нарастает в здравоохранении Татарстана. А нарастать она может, как все понимают, лишь за счет сокращения "бесплатности".

2000 год был фактически первым, когда медицинским учреждениям дали полуофициальную отмашку: пора увеличивать долю платных услуг. А всего год спустя уже пришлось снимать главврача Тукаевского района: объем платных медуслуг в денежном выражении вырос на 234 процента. И в следующем году этот объем сократился - но всего процентов на десять.

А в Новошешминском районе за тот же роковой 2001 год объем платных медуслуг вырос на 3211 (три тысячи двести одиннадцать) процентов! Это в сельском районе, где врачей было всего-то два десятка и выбор лечебных учреждений - ноль... и благосостояние населения примерно на этом же показателе. А если ухитряются взять деньги там, где, казалось бы, взять нечего - можно представить, как будут брать коммерциализирующиеся наметившимися темпами лечебные учреждения в сравнительно благополучных городах...

Марина ЮДКЕВИЧ "Вечерняя Казань"